Функции художественной литературы

Представив роль чтения классической художественной литературы в духовном пространстве современного человека, мы можем выделить и основные функции данного рода деятельности, направленные на непосредственное формирование личности.

1. Познавательная. Эта функция, безусловно, самая очевидная: она проявляется в способности художественной литературы «обогащать» человека определенными знаниями: о мире, о природе, о людях и т.д. Кроме того, в процессе прочтения определенной книги осуществляется и самопознание личности. Самопознание, наряду с самовоспитанием и самообразованием – основные моменты в формировании мировоззрения. При формировании личности рассматриваемый процесс проявляется в осознании «духовного Я»: своих психических и нравственных качеств. Основное, что получает читатель в процессе общения с книгой – это, на наш взгляд, языковое знание.

Это можно даже назвать познанием языка, если, конечно, речь идет о непереводной литературе. По сути, читая классическое произведение, человек «погружается» в стихию языка, в его богатство и величие. Здесь отражено все многообразие словесных форм и вариаций, представлено огромное количество идиоматических выражений, пословиц и поговорок народа. Кроме того, даже навыки грамотного письма человек получает из книг, непроизвольно формируя в себе так называемое языковое чутье. А язык – это «формула» жизни, он не только представляет мысли, но и определяет поступки. В.Г. Распутин по этому поводу отмечал: «Не знаю, есть ли в мире еще язык, подобный нашему? Судя по почтению и удивлению, с какими относятся всюду к русской литературе, пожалуй, и нет. Мы – счастливые избранники. И не хочется даже предполагать, что будто мы потеряли способность понимать, что нам дано, и утратили чувствительность к красоте и силе нашего языка. Это было бы самоубийством…»17. Кроме того, в процессе прочтения определенной книги осуществляется и самопознание личности. Самопознание, наряду с самовоспитанием и самообразованием – основные моменты гуманитарной культуры. При формировании личности рассматриваемый процесс проявляется в осознании «духовного Я»: своих психических и нравственных качеств. Классики – великие психологи (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др.). В героях их произведений читатели часто «видят себя со стороны». Хорошая книга – это друг, который способен разделить радости и печали. И, как настоящий друг, книга откровенна, но именно через это откровение зачастую происходит и духовное обновление личности. В целом, классическая художественная литература формирует идеал личности, сопоставление с которым часто вызывает недовольство собой и стремление человека себя изменить. С этого начинается самосовершенствование.

2. Воспитательная. Данная функция заключается в воздействии художественной литературы на чувства и на сознание человека. Недаром все сказки имеют ярко выраженное противоборство добра и зла, чем формируют определенный стереотип поведения и воспитывают чувства. Являясь «проводником» передовых, гуманных общечеловеческих идеалов, художественная литература выполняет задачу идейного и нравственного воспитания личности. Именно поэтому так важны традиции семейного чтения, когда есть совместное сопереживание, обсуждение. Секрет влияния художественной литературы на формирование личности ребенка состоит в том, что законы нравственности не преподносятся в готовом виде. Главный инструмент писателя – художественный образ, а не назидание. Используя художественные образы, автор предоставляет человеку самому сформировать отношение к описываемым в произведении событиям, сделать выводы, извлечь урок.

3. Коммуникативная. Слово в данном случае служит средством сообщения. Данная функция является одной из основных.

Коммуникативная функция, на наш взгляд, является своего рода предшественницей всех других функций. Вступая в контакт с книгой посредством слова, человек познает что-либо (познавательная функция), получает удовольствие от чтения (развлекательная функция), формирует эстетический вкус (эстетическая) и т.д. При этом сам акт коммуникации вполне активен: читатель вправе принимать точку зрения автора или не соглашаться с ней; информация же, исходящая от автора, имеет прямое воздействие на сознание человека.

В первую очередь в процесс коммуникации вовлечены двое: читатель и сама книга. Зачастую это читатель и автор. Немая собеседница – книга очень четко передает свои мысли, выражает чувства и эмоции, то есть в какой-то степени выполняет еще и эмотивную функцию. В данном случае возможен монолог (авторские отступления), диалог (взаимодействие с читателем), полилог (взаимодействие читателя с героями и автором одновременно).

Кроме такого общения, возможен еще и другой тип коммуникации: книга может выступать своего рода «посредником» между людьми. В данном случае литературное произведение способно увеличивать сплоченность определенной социальной группы, в которой оно популярно. А чем больше одних и тех же произведений читали два человека, тем больше в их сознании одинаковых ассоциаций, в языке – идиоматических оборотов, метафор и символов. Таким образом, классическая художественная литература является как участником, так и посредником осуществления одной из главнейших функций языка – коммуникации, которая проявляется в том, что информация о художественном мире произведения сливается с информацией о мире действительности.

Коммуникативная функция тесно взаимодействует с эстетической, и это взаимодействие приводит к тому, что в языке художественного произведения слово не только передает какое-то содержание, смысл, но и эмоционально воздействует на читателя, вызывая у него определенные мысли, представления; читатель в какой-то мере становится соучастником описываемых событий.

4. Эстетическая. Истинные произведения искусства всегда доставляли человечеству эстетическое наслаждение. В данном случае это наслаждение словом, сюжетной линией. Кроме того, литературное произведение приносит удовольствие и занимает досуг. Хорошая книга воспитывает истинный художественный вкус, положительным образом влияет на поведение и общение человека с другими людьми. Книга также способна развивать представления о красоте как одной из основных ценностей человечества, имеющих непосредственное отношение к гуманитарной культуре. Применительно к детской литературе данную функцию следовало бы обозначить как развлекательную. Без нее, в данном случае, немыслимы и все остальные функции: если книга не заинтересует ребенка – не будет ни познания, ни воспитания и т.д.

В целом эстетическая функция художественной литературы принадлежит языку и выражается в весьма специфическом использовании языковых средств. В языке художественной литературы необыкновенно ярко отражаются лучшие качества литературного языка, это и есть его образец, на который мы должны равняться. Вместе с тем язык художественной литературы может включать в себя языковые черты и даже целые фрагменты различных функциональных стилей (научного, разговорного), которые используются исключительно в эстетической функции.

5. Созидательная. Данная функция характеризует стремление человека к саморазвитию, самосовершенствованию, самосозиданию в различных сферах. В конечном итоге она способствует становлению субъекта культуры.

Обозначенная функция «вытекает» из предшествующих и является, на наш взгляд, «итоговой» в процессе формирования духовности личности.

Это проявляется тогда, когда лучшие образцы художественной литературы способствуют стремлению человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей (самоактуализация). Кроме того, стремление индивида изменить себя (см. познавательную функцию) рождает уже сознательную деятельность, направленную на более полную реализацию себя как личности (самовоспитание). Деятельность, как основа для развития культуры вообще, в данном случае выходит на первое место. Самовоспитание, в идеале, базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.

Итак, мы выделяем пять основных функций, которые выполняет классическая литература в результате ее прочтения человеком: познавательная, воспитательная, коммуникативная, эстетическая и созидательная. Все перечисленные функции, безусловно, вносят определенный вклад в формирование мировоззрения личности. То, что это формирование возможно лишь в непосредственном взаимодействии с нормами и ценностями общества – бесспорно и вытекает из содержательной стороны рассмотренных функций.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что в совокупности обозначенные функции способны «подтолкнуть» человека к непосредственному осознанию себя как личности, к потребности творчества и самореализации в этом творчестве. Человек – существо духовное, и в этом его главная сила. Литература же, в свою очередь, и направлена на духовную сторону, на ее развитие. Если человек принял классику в свой духовный мир – он никогда с ней не расстанется и в трудные минуты жизни будет снова и снова обращаться к книгам за помощью, искать, словно у лучших друзей, поддержки в чтении. И, безусловно, перечитывая одну и ту же книгу заново, человек будет открывать ее по-новому, ощущая неисчерпаемый источник литературной мудрости.


Этот небольшой блок рекламы поможет вам больше узнать о других полезных для путешественника книгах и не только о них:   эти и разные прочие спонсоры помогают самым различным сайтам развиваться и существовать.   Из помещенной тут информации вы - очень возможно - извлечёте для себя что-то полезное или просто интересное дополнительно Реклама - двигатель торговли, но еще и своего рода источник полезной информации! Тут за примерами далеко ходить не надо Нанесение изображения на футболку еще на сайте.

Боевики, детективы, приключения, любовные романы, юмор:

Азлецкий диалект и славянские языки. Азлецкий диалект Вологодской области: описание, художественные тексты, словарь

С. Н. Богобоязов


В данной книге описывается азлецкий диалект – один из диалектов Вологодской области. Сделана редкая попытка написать художественные тексты ...


Демянский «котёл». Серия «Бессмертный полк»

Александр Иванович Щербаков-Ижевский


Оказывается, что шея – это всего лишь лоскуток кожи, который свесился ему на грудь… Истерзанные боем, оглушённые, израненные, обмороженные, ...


Хранилище

Оксана Игоревна Кириллова


Куда мы попадаем после смерти? Встретим ли мы там родных? Существуют ли рай и ад и всегда ли умершие попадают именно туда? ...


Вся правда о

Елена Джеро


Действие последней книги Елены Джеро происходит в Риме, где автор работает журналистом и гидом-переводчиком. Виды, люди и истории Вечного ...


Четыре стороны одиночества

Владимир Баранов


Четыре героя, четыре истории, которые хитроумно сплетаются в одну. Начинающий автор из Перми написал захватывающую повесть о суровой жизни в ...


За северным ветром

Анатолий Ехалов


Нескучные беседы о земле, о воле и крестьянской доле с Геннадием Горбуновым, человеком, который гармонизирует деревенскую жизнь

...