Лексика в современной развлекательной литературе
Парадоксальность современной языковой и образовательной ситуации в России определяется двумя важнейшими факторами: с одной стороны, это неуклонное снижение интереса к серьезному чтению в его классическом варианте, с другой — стремление выглядеть достаточно эрудированным человеком. Отсюда и популярность развлекательной литературы.
«Гламурные» журналы, сборники всевозможных советов и рекомендаций по украшению дома и ведению домашнего хозяйства, наконец, разнообразные кроссворды, роль которых весьма значительна, но не только в плане развития памяти, как уверяют психологи. В реальности кроссворды, а также распространившиеся в последнее десятилетие сканворды представляют собой весьма интересное явление современной массовой культуры: они повышают самооценку человека, давая ему шанс почувствовать себя знатоком, и имплицитно формируют его интеллектуальный мир, отношение к реальности, к прошлому и настоящему России. Кроме того, заменяя для огромного количества людей не только художественную литературу, но и столь привычные в недавнем прошлом газеты, кроссворды, несмотря мозаичность, лежащую априори в их основе, становятся источником пополнения информации об окружающем мире, а также расширяют словарный запас носителя русского языка.
Очень важен анализ современных кроссвордов в плане наполнения их культуроведчески ценной лексикой: он позволяет определить жизненные ценности и ориентиры современного россиянина, увидеть, какие понятия и явления
стали неотъемлемой частью его культурного уровня.
Культуроведчески ценная лексика в современных кроссвордах, среди которой особое место занимают лингвокуль-
туремы, то есть нарицательные и собственные имена, относящиеся к безэквивалентной лексике и понятные только носителям языка, охватывает разнообразные реалии и явления, связанные с историей и культурой Древней Руси (наша Родина-матушка; первый князь из Рюриков; плуг древнего русича; деньга на Руси; лоб — чело, щека — …; рюмка наших предков), России (почтовый большак, Стенька-бунтовщик), СССР (город детства Сталина, Оренбург в 1938–
57 гг.; Паулюс взят в … в 1943 г.; резерв КПСС), новой России (чек от Чубайса; мэр № 1 г. Москвы); с географией России (сибирская столица Колчака; Ладога в старину; «русская» Ривьера; на ней стоит Нара; купидонная река; Одесса — мама, … — папа) и ее животным и растительным миром (чадо белых мишек); с русским фольклором, в том числе с былинами (муромский богатырь), пословицами (семь
бед, а он один; обретешь с милым в шалаше; вечера мудренее; снится голодной курице), поговорками (его желают
злому языку; вечно крайняя изба; редьки не слаще), загадками (летом серый, зимой белый), сказками (социальный статус Балды; Цокотуха), дразнилками (между плаксой и гуталином), скороговорками («соска» Саши на шоссе), анекдотами (анекдотная половина Абрама), афоризмами («брат» краткости); с русской литературой (злодейка в
«Руслане и Людмиле»; ему вареники в рот прыгали; лежанка Обломова; про утопление у Тургенева; «На дне» [персонаж]; сиденье от мастера Гамбса; писал про клен опавший; табакерка Теркина); с художественной и музыкальной культурой России (самогуды Садко; арагонский танец М. Глинки; опера Римского-Корсакова [1896]; любимый школьный предмет Феди Шаляпина; пламенное сердце самолета; хит группы «Любэ»; … — трава, что зайцы косили); с театром, кино, телевидением (с чайкой на занавесе;
адресат Юстаса; Жаров как участковый; Балбес — Никулин, Трус — …; Чебурашкин крокодил; сериал по Ф. Достоевскому; нива чудес Якубовича); с жизнью русского человека (пора Деда Мороза; напиток патриотов; «За счастье!» под рюмочку; из них переводят в детсад; в Туле испечен), его нравственными и моральными ценностями (куда ему без
Марьи; его боятся «зайцы») и т. д. Данные примеры отражают устойчивость национальных стереотипов, показывают своеобразие русского характера и особенности его менталитета.
Наиболее активно в современных кроссвордах используются такие способы представления культуроведчески значимой лексики, как энциклопедическая справка, объем которой варьируется в широких пределах; фразеологизмы и устойчивые словосочетания; перифраз; метафоры; эллипсис (пропуск имени героев в названии прецедентных произведений художественной литературы, слова в известной цитате, пословице и т. д.); ассоциация на известное имя, явление,
понятие, а также рисунки и фотографии.
Но, несмотря на многочисленность способов толкования
слов, определяющей часто является дополнительная коннотация, связанная с основным значением и подчеркивающая
личностное отношение авторов кроссворда к тому или иному лицу, событию, явлению, что особенно типично для
представления советизмов, которое практически всегда окрашено иронией.
В заключение следует отметить, что анализ лексического наполнения современных кроссвордов очень важен для понимания психологического климата страны, адекватной оценки жизненных приоритетов людей и возможности ма-
нипулирования ими в целях достижения определенных политических целей.