Лексика в современной развлекательной литературе

Парадоксальность современной языковой и образовательной ситуации в России определяется двумя важнейшими факторами: с одной стороны, это неуклонное снижение интереса к серьезному чтению в его классическом варианте, с другой — стремление выглядеть достаточно эрудированным человеком. Отсюда и популярность развлекательной литературы.

«Гламурные» журналы, сборники всевозможных советов и рекомендаций по украшению дома и ведению домашнего хозяйства, наконец, разнообразные кроссворды, роль которых весьма значительна, но не только в плане развития памяти, как уверяют психологи. В реальности кроссворды, а также распространившиеся в последнее десятилетие сканворды представляют собой весьма интересное явление современной массовой культуры: они повышают самооценку человека, давая ему шанс почувствовать себя знатоком, и имплицитно формируют его интеллектуальный мир, отношение к реальности, к прошлому и настоящему России. Кроме того, заменяя для огромного количества людей не только художественную литературу, но и столь привычные в недавнем прошлом газеты, кроссворды, несмотря мозаичность, лежащую априори в их основе, становятся источником пополнения информации об окружающем мире, а также расширяют словарный запас носителя русского языка.

Очень важен анализ современных кроссвордов в плане наполнения их культуроведчески ценной лексикой: он позволяет определить жизненные ценности и ориентиры современного россиянина, увидеть, какие понятия и явления стали неотъемлемой частью его культурного уровня.

Культуроведчески ценная лексика в современных кроссвордах, среди которой особое место занимают лингвокуль- туремы, то есть нарицательные и собственные имена, относящиеся к безэквивалентной лексике и понятные только носителям языка, охватывает разнообразные реалии и явления, связанные с историей и культурой Древней Руси (наша Родина-матушка; первый князь из Рюриков; плуг древнего русича; деньга на Руси; лоб — чело, щека — …; рюмка наших предков), России (почтовый большак, Стенька-бунтовщик), СССР (город детства Сталина, Оренбург в 1938– 57 гг.; Паулюс взят в … в 1943 г.; резерв КПСС), новой России (чек от Чубайса; мэр № 1 г. Москвы); с географией России (сибирская столица Колчака; Ладога в старину; «русская» Ривьера; на ней стоит Нара; купидонная река; Одесса — мама, … — папа) и ее животным и растительным миром (чадо белых мишек); с русским фольклором, в том числе с былинами (муромский богатырь), пословицами (семь бед, а он один; обретешь с милым в шалаше; вечера мудренее; снится голодной курице), поговорками (его желают злому языку; вечно крайняя изба; редьки не слаще), загадками (летом серый, зимой белый), сказками (социальный статус Балды; Цокотуха), дразнилками (между плаксой и гуталином), скороговорками («соска» Саши на шоссе), анекдотами (анекдотная половина Абрама), афоризмами («брат» краткости); с русской литературой (злодейка в «Руслане и Людмиле»; ему вареники в рот прыгали; лежанка Обломова; про утопление у Тургенева; «На дне» [персонаж]; сиденье от мастера Гамбса; писал про клен опавший; табакерка Теркина); с художественной и музыкальной культурой России (самогуды Садко; арагонский танец М. Глинки; опера Римского-Корсакова [1896]; любимый школьный предмет Феди Шаляпина; пламенное сердце самолета; хит группы «Любэ»; … — трава, что зайцы косили); с театром, кино, телевидением (с чайкой на занавесе; адресат Юстаса; Жаров как участковый; Балбес — Никулин, Трус — …; Чебурашкин крокодил; сериал по Ф. Достоевскому; нива чудес Якубовича); с жизнью русского человека (пора Деда Мороза; напиток патриотов; «За счастье!» под рюмочку; из них переводят в детсад; в Туле испечен), его нравственными и моральными ценностями (куда ему без Марьи; его боятся «зайцы») и т. д. Данные примеры отражают устойчивость национальных стереотипов, показывают своеобразие русского характера и особенности его менталитета.

Наиболее активно в современных кроссвордах используются такие способы представления культуроведчески значимой лексики, как энциклопедическая справка, объем которой варьируется в широких пределах; фразеологизмы и устойчивые словосочетания; перифраз; метафоры; эллипсис (пропуск имени героев в названии прецедентных произведений художественной литературы, слова в известной цитате, пословице и т. д.); ассоциация на известное имя, явление, понятие, а также рисунки и фотографии.

Но, несмотря на многочисленность способов толкования слов, определяющей часто является дополнительная коннотация, связанная с основным значением и подчеркивающая личностное отношение авторов кроссворда к тому или иному лицу, событию, явлению, что особенно типично для представления советизмов, которое практически всегда окрашено иронией.

В заключение следует отметить, что анализ лексического наполнения современных кроссвордов очень важен для понимания психологического климата страны, адекватной оценки жизненных приоритетов людей и возможности ма- нипулирования ими в целях достижения определенных политических целей.


Этот небольшой блок рекламы поможет вам больше узнать о других полезных для путешественника книгах и не только о них: Лучшие анекдоты   эти и разные прочие спонсоры помогают самым различным сайтам развиваться и существовать.   Из помещенной тут информации вы - очень возможно - извлечёте для себя что-то полезное или просто интересное дополнительно Реклама - двигатель торговли, но еще и своего рода источник полезной информации! Тут за примерами далеко ходить не надо

Боевики, детективы, приключения, любовные романы, юмор:

Азлецкий диалект и славянские языки. Азлецкий диалект Вологодской области: описание, художественные тексты, словарь

С. Н. Богобоязов


В данной книге описывается азлецкий диалект – один из диалектов Вологодской области. Сделана редкая попытка написать художественные тексты ...


Демянский «котёл». Серия «Бессмертный полк»

Александр Иванович Щербаков-Ижевский


Оказывается, что шея – это всего лишь лоскуток кожи, который свесился ему на грудь… Истерзанные боем, оглушённые, израненные, обмороженные, ...


Хранилище

Оксана Игоревна Кириллова


Куда мы попадаем после смерти? Встретим ли мы там родных? Существуют ли рай и ад и всегда ли умершие попадают именно туда? ...


Вся правда о

Елена Джеро


Действие последней книги Елены Джеро происходит в Риме, где автор работает журналистом и гидом-переводчиком. Виды, люди и истории Вечного ...


Четыре стороны одиночества

Владимир Баранов


Четыре героя, четыре истории, которые хитроумно сплетаются в одну. Начинающий автор из Перми написал захватывающую повесть о суровой жизни в ...


За северным ветром

Анатолий Ехалов


Нескучные беседы о земле, о воле и крестьянской доле с Геннадием Горбуновым, человеком, который гармонизирует деревенскую жизнь

...