Популярно ли чтение сегодня?

Система высших духовных ценностей, норм поведения, навыков и знаний – все это отражено в произведениях великих авторов. При этом следует сказать, что классика, по своей сути, универсальна: национализм в ней присутствует незначительно, по крайней мере, он ни как не выражен в лучших устремлениях и порывах души героев литературных произведений.

Классика вечна, как вечны совесть, ответственность, любовь и сострадание. И без этих составляющих мир, конечно же, не выживет. Большую роль чтения классической художественной литературы в жизни человека подчеркивают практически все писатели, философы, культурологи, историки. Значительное внимание вопросам чтения и языка уделяют в своих работах Д.С. Лихачев, И.А. Ильин, В.Г. Распутин и другие деятели культуры. Применительно к современным условиям роль классической художественной литературы рассмотрел В.А. Левидов в книге «Художественная классика как средство духовного возрождения».

В соприкосновении с процессом социализации чтение проанализировано П.С. Гуревичем, Е.И. Коган, А.В. Костиной, В.А. Сластененко, Н.Сметанниковой.

Сейчас очень модно говорить о том, что люди стали читать меньше. Но меньше ли? Если судить по тому, какой объем книжной продукции мы имеем – то вряд ли. Другой разговор, что читают. Невооруженным глазом видно, что классика по количеству изданий уступает беллетристике. Конечно, в наше суетное и безумное время сложно выбрать час – два для прочтения настоящего произведения, ведь оно требует сосредоточенности, анализа. Гораздо легче читать различные рекламные буклеты, пустые по содержанию газеты, бульварные романы. И статистика в этом плане печальная: дети, согласно исследованиям PISA5, читают с каждым годом все меньше и меньше. Нет времени и у взрослых (а может быть, желания?). Кроме того, очень мало хороших изданий. Классика зачастую не сопровождается предисловием, в некоторых текстах встречаются ошибки.

Совсем недавно Россия была самой читающей страной в мире, в моде были домашние библиотеки, люди собирались и обсуждали одну и ту же книгу. Ситуация изменилась, и не только Россия, весь мир «болен» нечтением. Недаром Великобритания, США буквально «забили в колокола». Объявляются акция за акцией, проводятся различные мероприятия и выставки по продвижению чтения Очень интересен, на наш взгляд, тот факт, что в Англии в 1980-90-х гг. появился даже учитель чтения (сейчас такой учитель есть и в Новой Зеландии, США, Финляндии, – странах, где по всем исследованиям, наиболее высокий показатель чтения). В нашей школе такой учитель должен был бы обучать основам, приемам работы с текстом. Ему следовало бы совмещать труд психолога и логопеда, диагностировать качество чтения. Возможно, основные причины снижения потребности в чтении классической художественной литературы лежат в социальном кризисе, сегодня уже мирового масштаба. Поэтому можно сказать, что книги и читатели являются жертвами социальных перемен, изменивших отношение ко многим ценностям жизни, в том числе и к чтению. Люди перестают размышлять о цели жизни, о ее смысле и думают преимущественно о качестве жизни, говоря иначе – о деньгах. Ведь чтение, как отмечает Е. И. Коган, – это «…свобода выбора. Было время, когда ее, этой свободы, не было, теперь есть – никто не диктует и не навязывает, что читать, ни в школах, ни в университетах»7. Результат этого – сокращение программ литературных курсов.

В связи с этим необходимо сказать, что в интеллектуальном отношении люди читающие отличаются от людей нечитающих. Отличаются способностью мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять частности, более адекватно оценивать ситуации, быстро находить правильные решения. Они, читающие, имеют больший объем памяти, активное творческое воображение, лучше владеют речью. Телевидение же, компьютер, Интернет – разве не они отвлекли людей от чтения художественных книг и разрушили веками сложившиеся интимные «отношения» человека с книгой? Ведь книга не только фиксирует и распространяет культурные достижения, она служит и действенным инструментом формирования новых культурных ценностей. «Электронная» же книга, в свою очередь, книгой как таковой не является, так как в ней отсутствует единство духовного и материального, характерное для книги традиционной. Читая книжный текст на дисплее компьютера, человек общается уже не с книгой, а с машиной, которая несет совершенно иной набор энергий.

Ярые защитники Интернета утверждают, что никакого вреда чтению он не несет, на его сайтах формируются даже хранилища полнотекстовых произведений. Безусловно, Интернет – великое создание человеческого ума, бесспорный помощник во многих вопросах. Но можно ли представить чтение романа с компьютерного монитора? Это сложно не только физически; читающий не получит тех ощущений, которыми одаривает чтение книги в руках человека. И здесь уже, конечно, дело в нас самих, в нашем отношении к книге, в понимании того, что за всю продолжительную историю человечество не придумало более совершенного механизма, чем чтение, «чтобы так гармонично и последовательно формировать сознание и совершенствовать духовный мир»

А то явление, которое именуется постмодернизмом, проросло сегодня почти во все слои современной культуры. Цель многих современных людей – зарабатывание денег, неважно каким способом. И здесь, к сожалению, образцом для подражания служат средства массовой информации, которые, по своей сути, обязаны были бы прокламировать совсем другое. Безразмерная свобода приобрела сегодня всепоглощающий характер, она разрушает привычные нормы, освещает беспредельную разнузданность.

Настроения такого рода, сеющие, по сути, хаос, типичны, к великому сожалению, и для многих современных произведений художественной литературы, которые можно охарактеризовать следующим образом: «Прерывистость, фрагментарность, дисгармоничность, иронизм, интертекстуальность, эклектизм, эротизм – характернейшие черты постмодернистского текста (в широком смысле слова), т.е. и постмодернистского артефакта, и дискурса как такового. И шире – ПОСТ-культуры в целом как переходного этапа от Культуры к чему-то иному. Фактически это характеристики глобальной системы расшатывания, деконструирования, демонтажа Культуры как некоей могучей целостности; разборка Храма. На руинах его уже мельтешат какие-то новые фигуры и фигуранты. Монтируется что-то, но за клубами пыли от рушащихся святилищ еще нельзя разобрать почти ничего вразумительного»

С подобной образной характеристикой трудно не согласиться. Но необходимо верить, что такая ситуация – это всего лишь тяжкое испытание подлинного творческого духа, и не за горами новый Золотой век литературы. Интеллектуальные потребности, развитие которых стимулирует, в свою очередь, компьютер, тоже могут быть удовлетворены только при помощи книги. И неправы те, кто утверждает, что книга рано или поздно умрет. Она вечна, а значит, вечно и чтение. Задача человечества в том и состоит, чтобы помочь лучшим произведениям мировой литературы снова занять свое место в душах и сердцах каждого.

Согласимся с точкой зрения многих исследователей, которые считают, что и в эпоху информационного общества существо книги, в его классическом понимании, не изменится. Например, У. Эко утверждает, что художественная литература будет выполнять те же функции, что и при Л.Н. Толстом, обобщая человеческий опыт и «суровый закон неминуемости» в виде урока «жизни и смерти» , функции же справочной литературы с успехом будет выполнять гипертекст, обладающий в этом плане большими возможностями.

А пока весь кризис чтения и культуры в целом налицо. Как же мы будем впитывать то лучшее, что было накоплено человечеством веками, если не будем читать сами и не будем учить этому своих детей? Непревзойденные образцы подлинного человеческого духа, мужественности и достоинства можно найти только в произведениях великих классиков. И если искусство, как утверждали мы выше, играет значительную роль в процессе формирования мировоззрения личности, то «пропитать» этот процесс качественной литературой просто необходимо. И начинать нужно, конечно же, с рождения человека. Ребенку необходимо читать еще до того, как он научился разговаривать. Необходимо читать, рассказывать. И для этого наша мировая культура накопила богатый кладезь фольклорных произведений, отражающих всю человеческую духовность: сказки, прибаутки, потешки. Вот они, зародыши культуры: по интонации матери ребенок понимает, вернее, чувствует, что есть добро, а что – зло. Маленький человек впитывает все нотки голоса, эмоции – ведь он безгранично открыт для всего, что его окружает. Здесь, конечно, большую роль играют и продуманные в художественном плане иллюстрации.

Проблемы, связанные с необходимостью возрождения интереса к чтению, выходят на одно из первых мест еще и потому, что становится очевидным факт разрыва ценностей между поколениями. А человеку необходимо «помнить» свое кровное родство с природой, с родной землей, языком и дорожить, несмотря на натиск повседневности, тем, что получил в наследство. Об этом говорили и говорят такие выдающиеся деятели культуры, как И.Ильин, Д.С. Лихачев, В.Г. Распутин и др. Природа и язык дают человеку то, без чего трудно представить национальный характер и с чего начинается духовность: «Русский язык, отечественная словесность и отечественная история – когда бы оберечься этим триединством в их нераздельности, да еще с молитвой, – встали бы мы на путь спасения», – призывает В.Г. Распутин . Примерно о том же говорил на V Съезде Российского книжного союза С.В. Степашин: «Мне думается, что именно классическая литература, изучаемая по школьной программе, сделала в свое время население России, Советского Союза единым народом… Возникающий сегодня культурный разрыв между поколениями – серьезная угроза будущему России» . Далее президент Российского книжного союза отмечает: «Книга, по нашему глубокому убеждению, – это основной способ передать все богатство культурного и духовного наследия наших народов молодому поколению. От книги зависит, будет ли молодая Россия крепко опираться на корни традиций или станет поколением «Иванов, не помнящих родства» .

Конечно, следует согласиться с такой трактовкой проблемы. Но необходимо также помнить, что благодаря хорошей книге человек не только усваивает социальный опыт предыдущих поколений, но и «учится учиться», обогащать свой духовный мир, воспитывать чувства, развивать способности, стремление и готовность к творчеству. И только достигнув определенного уровня культуры, человек запускает механизм «самости», в результате чего у него начинает все активнее, а, главное, результативнее срабатывать самопознание (он глубже и всестороннее познает себя); человек самоопределяется (осознает те проблемы, которые наиболее значимы для него); управляет собой, ориентирован на непрерывное саморазвитие. А это и является не чем иным как сутью, смыслом и конечной целью гуманитарности. Именно поэтому так важна роль воспитания чтением, когда личность развивается не только путем усвоения знаний, но и через эмоциональную сферу. Подобное воспитание, конечно же, носит системный характер и должно быть «включено», на наш взгляд, в процессы гуманизации и гуманитаризации образования, которые так активно внедряются сегодня в образовательный процесс. И если бы, «как в чистилище, заглядывали мы каждый день в книгу безупречной чистоты и восстанавливали свое дыхание и кровообращение, свое богоданное чутье на хорошее и плохое… Чтение доброго и прекрасного, вздымающего душу, – это тоже молитва, пусть и мирская, но совсем теперь близкая к Божьей…» Но, как известно, воспитательная сила книги зависит не только от глубины текста. Она в равной степени зависит от читателя, от его способности к полноценному чтению. Как и любая способность, она может развиваться. И здесь уже встает вопрос о культуре чтения: «…книга – очень нежное, легкоранимое создание, ее нужно защищать от агрессивного наступления СМИ и новых технологий, ее нужно предлагать, особенно молодому поколению, в первую очередь воспитывая культуру чтения»

Способность литературы возродить в современном обществе духовные ценности, «исцелить человека экологически чистым искусством», рассмотрел в своей книге «Художественная классика как средство духовного возрождения» ученый В. А. Левидов16. Автор показывает невероятную силу художественной литературы, способной влиять на нравственные убеждения людей, силу значительно более мощную по сравнению с любыми другими рациональными и дидактическими методами. И действительно, именно классика закрепляет и передает культурный опыт, этические и эстетические нормы от поколения к поколению.

Чтение классической литературы закладывает у формирующейся личности только позитивное отношение к окружающему миру. При этом классику вовсе не обязательно «изучать» – даже простое чтение в рамках школьной программы обязательно заставит человека вернуться к произведению заново.

Исходя из вышесказанного, необходимо еще раз подчеркнуть, что именно чтение классической литературы является одним из основных средств формирования мировоззрения личности. Классическая литература – это кладезь духовных ценностей, выступающих ориентирами личного и общественного поведения, отношения к миру, людям и самому себе. Но, в то же время, это и своего рода «рамки», в которые заключена наша жизнь «изнутри». Все положительное, что найдет человек в классических произведениях – это границы, и их нельзя преступить, не оказавшись в тяжком конфликте с самим собой. И такой способностью наделено лишь истинное искусство, «вектор» которого, по словам А.Солженицына, всегда направлен на возвышение людей.


Этот небольшой блок рекламы поможет вам больше узнать о других полезных для путешественника книгах и не только о них: http://sexvolga.ru василий волга секс.   эти и разные прочие спонсоры помогают самым различным сайтам развиваться и существовать.   Из помещенной тут информации вы - очень возможно - извлечёте для себя что-то полезное или просто интересное дополнительно Реклама - двигатель торговли, но еще и своего рода источник полезной информации! Тут за примерами далеко ходить не надо

Боевики, детективы, приключения, любовные романы, юмор:

Азлецкий диалект и славянские языки. Азлецкий диалект Вологодской области: описание, художественные тексты, словарь

С. Н. Богобоязов


В данной книге описывается азлецкий диалект – один из диалектов Вологодской области. Сделана редкая попытка написать художественные тексты ...


Демянский «котёл». Серия «Бессмертный полк»

Александр Иванович Щербаков-Ижевский


Оказывается, что шея – это всего лишь лоскуток кожи, который свесился ему на грудь… Истерзанные боем, оглушённые, израненные, обмороженные, ...


Хранилище

Оксана Игоревна Кириллова


Куда мы попадаем после смерти? Встретим ли мы там родных? Существуют ли рай и ад и всегда ли умершие попадают именно туда? ...


Вся правда о

Елена Джеро


Действие последней книги Елены Джеро происходит в Риме, где автор работает журналистом и гидом-переводчиком. Виды, люди и истории Вечного ...


Четыре стороны одиночества

Владимир Баранов


Четыре героя, четыре истории, которые хитроумно сплетаются в одну. Начинающий автор из Перми написал захватывающую повесть о суровой жизни в ...


За северным ветром

Анатолий Ехалов


Нескучные беседы о земле, о воле и крестьянской доле с Геннадием Горбуновым, человеком, который гармонизирует деревенскую жизнь

...