Развлекательное чтение

Говоря о чтении, нужно помнить, что оно не является монолитным. В течение всей своей жизни человек, в зависимости от своих жизненных целей, потребностей, душевного состояния и т. п., обращается к разным модификациям чтения.

Наиболее распространенными из них можно считать семейное, учебное, профессиональное, развлекательное (досуговое), экзистенциальное чтение. Каждая из названных модификаций имеет свои особенности и свою историю формирования, занимает особое место в читательском развитии и читательской деятельности личности; любой из них присущ свой тип чтения, определяемый, прежде всего, особенностями корпуса текстов (книг), на которые она опирается. Они различаются форматом, почерком, шрифтом, «версткой» страницы, общим оформлением и т. д.

Кроме того, каждая модификация отличается темпом чтения («медленным» или «быстрым»); степенью его свободы (в основе которой лежит интерес или потребность); глубиной или поверхностностью восприятия текста, широтой или узостью, тематической направленностью, а также разным уровнем понимания прочитанного и, в целом, уровнем культуры чтения, который необходим при реализации той или иной модификации.

Нельзя не отметить и то, что существующие сегодня модификации чтения характеризуются также и степенью использования различных носителей информации – бумажных, электронных, аудиовизуальных.

Развлекательное чтение – из самых распространенных. Чтение в часы досуга, «для души» было знакомо уже древним грекам и римлянам; оно проходило под сенью портиков, в садах и требовало хорошего общества. Как и музыка, такое чтение должно было привносить в жизнь красоту.

Первые известные нам частные (личные) библиотеки, например, библиотека Писистрата в Афинах, Катона Утического, Лукулла, Цицерона, его брата Квинта в Риме, содержали не только ученые тексты, но и тексты художественного, развлекательного характера. Цицерон и Катулл первыми рассказали о разнообразных вкусах читателей и о деятельности книготорговцев по их удовлетворению. У Цицерона есть упоминание о людях небольшого достатка, но любивших читать (или слушать) занимательные истории. Есть также сведения о том, что при римских банях существовали библиотеки, предлагавшие развлекательную литературу. Есть сведения о том, что там проходили публичные (совместные) чтения. Именно римским изобретением был кодекс литературного содержания. Развлекательные книги читались как вслух, так и про себя, их содержание было зачастую весьма интимным: например, «Метаморфозы» Апулея, содержащие эротические сцены, автор предлагал читать «милым шепотом».

Одними из активных читателей развлекательной литературы стали женщины, составившие значительную часть новых читателей, состав которых был очень смешанным: ремесленники, военные, торговцы и т. д. Появилась даже развлекательная литература специально для женщин: «Наука любви», «Средство от любви» Овидия.

Массовый характер развлекательное чтение приобрело в период Империи. К развлекательному чтению обращались как высокообразованные, так и малообразованные читатели. В круг развлекательного чтения входили мечтательная поэзия, переложение знаменитых эпических произведений, исторические биографии, советы по кулинарии, эротическая литература, сонники, приключения и др. Античный мир не считал развлекательное чтение низким занятием, оно занимало определенное место в жизни, в досуге как «новых», так и высокообразованных читателей.

В отличие от Античности, западный мир Средневековья развлекательное чтение долго не признавал и весьма осуждал. Только при распространении грамотности среди мирян в ХIII – ХIVвв. в Европе появляются первые развлекательные книги. Эти книги были дороги и богато украшены. Их читали не в библиотеке, а в комнатах своих домов, предназначенных для отдыха и общения. Как правило, эти книги были на родных языках (а не на латыни, в отличие от книг, предназначенных для сакрального, ученого и учебного чтения). Текст был написан простым, понятным для читателя шрифтом, книги содержали истории о чудесном спасении героя, страстной любви героя и героини (конечно, красавицы), о военных походах и приключениях. В круг средневековой развлекательной литературы входили стихи романсеро (в Испании); баллады трубадуров и труверов (во Франции), героические песни (например, «песнь о Роланде»); рыцарские романы (которыми увлекались не только дворянство и буржуа, но и грамотные торговые люди и даже крестьяне).

Исследователи считают, что уже с середины ХV в. можно говорить о появлении в Европе «народного читателя», основным чтением которого в часы досуга была занимательная, развлекательная литература. Однако в 1531 г. в Кастилии был принят запрет на печатание и продажу «выдуманной» литературы (романов и т. п.), а в 1555 г. этот запрет был распространен на всю католическую Испанию.

Новая волна развлекательного чтения возникла в эпоху Просвещения в Европе (XVIII в.). Романы Ричардсона («Кларисса», «Памела»), Жан-Жака Руссо («Новая Элоиза»), Гете («Страдания молодого Вертера») читали все, даже семинаристы [7]. Чтение такого рода стало неотъемлемой частью буржуазного общества во всех европейских странах, в том числе, и в России. В Россию романы «приходили» из Европы и были горячо приняты широким читательским кругом. Они читались вслух для совместного отдыха; про себя в кабинете, в постели (этот новый способ чтения особенно оценили женщины). Многие деятели Просвещения осуждали развлекательное чтение, считали его порочным, пагубным для личности и общественно бесполезным. Однако вот свидетельство одного из русских читателей того времени: «По обыкновенному обвинению романов, что чтение их не столько пользы, сколько вреда приносит, и что они нередко ядом и отравою молодым людям почесться могут, подумать бы можно было, что и надо мною произвели они подобное тому действие; однако я торжественно о себе скажу, что мне не сделали они ничего худого. Сколько я их ни читал, но от всего чтения оных не приметил я ни тогда, ни после никаких худых и предосудительных для себя последствий, не развратились ими мысли мои и не испортилось сердце, не соблазнен я ими был ни к каким худым делам и не вовлечен в пороки и распутную жизнь; но чтение оных, напротив того, произвело на меня бесчисленные выгоды и пользы. Ум мой преисполнился новых и таких знаний, каких он до того не имел, а сердце – нежными и благородными чувствованиями, способными не преклонять, а отвращать меня от пороков и худых дел, которым я легко бы мог сделаться подверженным. Словом, я никак не могу пожаловаться на оные романы и обвинять их с своей стороны вредными следствиями, но паче за многое хорошее им весьма обязан» [2, с. 110].

Основными особенностями развлекательного чтения могут быть названы следующие:

– в отличие от учебного и профессионального чтения развлекательное чтение носило яркий экстенсивный характер: круг развлекательной литературы постоянно расширялся;

– сильная эмоциональная (а не рациональная, как при других модификациях чтения) составляющая восприятия;

– широкое использование книг малого формата, напечатанных простым шрифтом на национальном языке;

– свобода в выборе места и времени чтения (в саду, в гостиной, в постели);

– свобода в выборе практики чтения: про себя, вслух;

– развлекательное чтение могло иметь как ярко выраженный индивидуальный, интимный характер, так и представлять из себя совместное действие.

И, наконец, охарактеризуем то, что называется «экзистенциальным чтением».

Именно экзистенциальное чтение некоторые исследователи считают истинным чтением [11], которое представляет собой особый вид высокодуховной коммуникации цель которой – самоопределение человека в мире, понимание своего бытия, раскрытие своей личности, «духовное единение с содержанием» (К. Ясперс) [12]. В сущности, термин «экзистенциальное чтение» обозначает не круг используемых в этом случае текстов (как в случае с учебным, развлекательным и т. п. чтением), не их функцию, а отношение читателя к тексту, качество чтения. Важнейшей чертой экзистенциального чтения является эмпатия, эмоциональное сопереживание, коммуникация. Чтение в этом случае служит способом постижения себя (своего Я) через другого.

Экзистенциальное чтение предполагает высокую степень духовного и интеллектуального развития личности читателя и является личностным индивидуальным актом коммуникации. При экзистенциальной модификации чтения происходит некое «расширение сознания» читателя, погружение в инобытие, т. е. в мир, созданный им в сотворчестве (сопереживании, соучастии) с текстом (автором). Для такого чтения характерна интерполяция – т. е. привнесение в первоначальный текст своих смыслов. Таким образом, экзистенциальная модификация содержит высокий творческий потенциал. В ней особенно ярко проявляется феномен, который был замечен впервые Н. А. Рубакиным, а позже осознан Х. Борхесом, У. Эко и др. – книги мертвы, пока их не оживит индивидуальность личности читателя. «Каждое новое прочтение создает новый текст» [11, с. 201].

Экзистенциальная модификация чтения предполагает использование, прежде всего, художественной литературы, и особенно поэзии как концентрированного духовного и эстетического опыта. Экзистенциальное чтение предполагает взаимодействие трех сторон: автора, текста и читателя.

Таким образом, очевидно, что чтение многослойно. В течение жизни человек как бы «наращивает» чтение слой за слоем. Каждый из них формируется в свое время, в конкретной жизненной ситуации, связанной с решением жизненных задач. Каждый «слой» чтения дает личности специфический читательский опыт, формирует специфические читательские навыки, разные стороны культуры чтения и информационной культуры. Каждый «слой» чтения тесно связан и определяется предыдущим; таким образом, «луковица чтения» становится единой и органичной.

Размышление над этим явлением дает возможность утверждать, что чем более многослойным является чтение личности, тем более полноценным его можно назвать; ни одна отдельно взятая модификация чтения – ни так называемого «серьезного» (учебного, профессионального), ни семейного, развлекательного не может дать гармоничного читательского развития, и только их совокупность этого достигает. Каждая вновь активируемая модификация чтения усиливает этот эффект, увеличивая удельный вес чтения в жизни личности.


Этот небольшой блок рекламы поможет вам больше узнать о других полезных для путешественника книгах и не только о них: заказать дом из бруса . Try it. Use best seo tools 2014 to see.   эти и разные прочие спонсоры помогают самым различным сайтам развиваться и существовать. купить диплом детской музыкальной школы купить диплом колледжа купить диплом детской музыкальной шк  Из помещенной тут информации вы - очень возможно - извлечёте для себя что-то полезное или просто интересное дополнительно Реклама - двигатель торговли, но еще и своего рода источник полезной информации! Тут за примерами далеко ходить не надо Пвх пленка для пруда на www.profprud.ru.

Боевики, детективы, приключения, любовные романы, юмор:

Азлецкий диалект и славянские языки. Азлецкий диалект Вологодской области: описание, художественные тексты, словарь

С. Н. Богобоязов


В данной книге описывается азлецкий диалект – один из диалектов Вологодской области. Сделана редкая попытка написать художественные тексты ...


Демянский «котёл». Серия «Бессмертный полк»

Александр Иванович Щербаков-Ижевский


Оказывается, что шея – это всего лишь лоскуток кожи, который свесился ему на грудь… Истерзанные боем, оглушённые, израненные, обмороженные, ...


Хранилище

Оксана Игоревна Кириллова


Куда мы попадаем после смерти? Встретим ли мы там родных? Существуют ли рай и ад и всегда ли умершие попадают именно туда? ...


Вся правда о

Елена Джеро


Действие последней книги Елены Джеро происходит в Риме, где автор работает журналистом и гидом-переводчиком. Виды, люди и истории Вечного ...


Четыре стороны одиночества

Владимир Баранов


Четыре героя, четыре истории, которые хитроумно сплетаются в одну. Начинающий автор из Перми написал захватывающую повесть о суровой жизни в ...


За северным ветром

Анатолий Ехалов


Нескучные беседы о земле, о воле и крестьянской доле с Геннадием Горбуновым, человеком, который гармонизирует деревенскую жизнь

...