Говоря о чтении, нужно помнить, что оно не является монолитным. В течение всей своей жизни человек, в зависимости от своих жизненных целей, потребностей, душевного состояния и т. п., обращается к разным модификациям чтения.
Наиболее распространенными из них можно считать семейное, учебное, профессиональное, развлекательное (досуговое), экзистенциальное чтение. Каждая из названных модификаций имеет свои особенности и свою историю формирования, занимает особое место в читательском развитии и читательской деятельности личности; любой из них присущ свой тип чтения, определяемый, прежде всего, особенностями корпуса текстов (книг), на которые она опирается. Они различаются форматом, почерком, шрифтом,
«версткой» страницы, общим оформлением и т. д.
Кроме того, каждая модификация отличается темпом чтения («медленным» или «быстрым»); степенью его свободы (в основе которой лежит интерес или потребность); глубиной или поверхностностью восприятия текста, широтой или узостью, тематической направленностью, а также разным уровнем понимания прочитанного и, в целом, уровнем культуры чтения, который необходим при реализации той или иной модификации.
Нельзя не отметить и то, что существующие сегодня модификации чтения характеризуются также и степенью использования различных носителей информации – бумажных, электронных, аудиовизуальных.
Развлекательное чтение – из самых распространенных. Чтение в часы досуга, «для души» было знакомо уже древним грекам и римлянам; оно проходило под сенью портиков, в садах и требовало хорошего общества. Как и музыка, такое чтение должно было привносить в жизнь красоту.
Первые известные нам частные (личные) библиотеки, например, библиотека Писистрата в Афинах, Катона Утического, Лукулла, Цицерона, его брата Квинта в Риме, содержали не только ученые тексты, но и тексты художественного, развлекательного характера. Цицерон и Катулл первыми рассказали о разнообразных вкусах читателей и о деятельности книготорговцев по их удовлетворению. У Цицерона есть упоминание о людях небольшого достатка, но любивших читать (или слушать) занимательные истории. Есть также сведения о том, что при римских банях существовали библиотеки, предлагавшие развлекательную литературу. Есть сведения о том, что там проходили публичные (совместные) чтения. Именно римским изобретением был кодекс литературного содержания. Развлекательные книги читались как вслух, так и про себя, их содержание было зачастую весьма интимным: например, «Метаморфозы» Апулея, содержащие эротические сцены, автор предлагал читать «милым шепотом».
Одними из активных читателей развлекательной литературы стали женщины, составившие значительную часть новых читателей, состав которых был очень смешанным: ремесленники, военные, торговцы и т. д. Появилась даже развлекательная литература специально для женщин: «Наука любви», «Средство от любви» Овидия.
Массовый характер развлекательное чтение приобрело в период Империи. К развлекательному чтению обращались как высокообразованные, так и малообразованные читатели. В круг развлекательного чтения входили мечтательная поэзия, переложение знаменитых эпических произведений, исторические биографии, советы по кулинарии, эротическая литература, сонники, приключения и др. Античный мир не считал развлекательное чтение низким занятием, оно занимало определенное место в жизни, в досуге как «новых», так и высокообразованных читателей.
В отличие от Античности, западный мир Средневековья развлекательное чтение долго не признавал и весьма осуждал. Только при распространении грамотности среди мирян в ХIII – ХIVвв. в Европе появляются первые развлекательные книги. Эти книги были дороги и богато украшены. Их читали не в библиотеке, а в комнатах своих домов, предназначенных для отдыха и общения. Как правило, эти книги были на родных языках (а не на латыни, в отличие от книг, предназначенных для сакрального, ученого и учебного чтения). Текст был написан простым, понятным для читателя шрифтом, книги содержали истории о чудесном спасении героя, страстной любви героя и героини (конечно, красавицы), о военных походах и приключениях. В круг средневековой развлекательной литературы входили стихи романсеро (в Испании); баллады трубадуров и труверов (во Франции), героические песни (например, «песнь о Роланде»); рыцарские романы (которыми увлекались не только дворянство и буржуа, но и грамотные торговые люди и даже крестьяне).
Исследователи считают, что уже с середины ХV в. можно говорить о появлении в Европе «народного читателя», основным чтением которого в часы досуга была занимательная, развлекательная литература. Однако в 1531 г. в Кастилии был принят запрет на печатание и продажу «выдуманной» литературы (романов и т. п.), а в 1555 г. этот запрет был распространен на всю католическую Испанию.
Новая волна развлекательного чтения возникла в эпоху Просвещения в Европе (XVIII в.). Романы Ричардсона («Кларисса», «Памела»), Жан-Жака Руссо («Новая Элоиза»), Гете («Страдания молодого Вертера») читали все, даже семинаристы [7]. Чтение такого рода стало неотъемлемой частью буржуазного общества во всех европейских странах, в том числе, и в России. В Россию романы «приходили» из Европы и были горячо приняты широким читательским кругом. Они читались вслух для совместного отдыха; про себя в кабинете, в постели (этот новый способ чтения особенно оценили женщины). Многие деятели Просвещения осуждали развлекательное чтение, считали его порочным, пагубным для личности и общественно бесполезным. Однако вот свидетельство одного из русских читателей того времени: «По обыкновенному обвинению романов, что чтение их не столько пользы, сколько вреда приносит, и что они нередко ядом и отравою молодым людям почесться могут, подумать бы можно было, что и надо мною произвели
они подобное тому действие; однако я торжественно о себе скажу, что мне не сделали они ничего худого. Сколько я их ни читал, но от всего чтения оных не приметил я ни тогда, ни после никаких худых и предосудительных для себя последствий, не развратились ими мысли мои и не испортилось сердце, не соблазнен я ими был ни к каким худым делам и не вовлечен в пороки и распутную жизнь; но чтение оных, напротив того, произвело на меня бесчисленные выгоды и пользы. Ум мой преисполнился новых и таких знаний, каких он до того не имел, а сердце – нежными и благородными чувствованиями, способными не преклонять, а отвращать меня от пороков и худых дел, которым я легко бы мог сделаться подверженным. Словом, я никак не могу пожаловаться на оные романы и обвинять их с своей стороны вредными следствиями, но паче за многое хорошее им весьма обязан» [2, с. 110].
Основными особенностями развлекательного чтения могут быть названы следующие:
– в отличие от учебного и профессионального чтения развлекательное чтение носило яркий экстенсивный характер: круг развлекательной литературы постоянно расширялся;
– сильная эмоциональная (а не рациональная, как при других модификациях чтения) составляющая восприятия;
– широкое использование книг малого формата, напечатанных простым шрифтом на национальном языке;
– свобода в выборе места и времени чтения (в саду, в гостиной, в постели);
– свобода в выборе практики чтения: про себя, вслух;
– развлекательное чтение могло иметь как ярко выраженный индивидуальный, интимный характер, так и представлять из себя совместное действие.
И, наконец, охарактеризуем то, что называется «экзистенциальным чтением».
Именно экзистенциальное чтение некоторые исследователи считают истинным чтением [11], которое представляет собой особый вид высокодуховной коммуникации цель которой – самоопределение человека в мире, понимание своего бытия, раскрытие своей личности, «духовное единение с содержанием» (К. Ясперс) [12]. В сущности, термин «экзистенциальное чтение» обозначает не круг используемых в этом случае текстов (как в случае с учебным, развлекательным и т. п. чтением), не их функцию, а отношение читателя к тексту, качество чтения. Важнейшей чертой экзистенциального чтения является эмпатия, эмоциональное сопереживание, коммуникация. Чтение в этом случае служит способом постижения себя (своего Я) через другого.
Экзистенциальное чтение предполагает высокую степень духовного и интеллектуального развития личности читателя и является личностным индивидуальным актом коммуникации. При экзистенциальной модификации чтения происходит некое
«расширение сознания» читателя, погружение в инобытие, т. е. в мир, созданный им в сотворчестве (сопереживании, соучастии) с текстом (автором). Для такого чтения характерна интерполяция – т. е. привнесение в первоначальный текст своих смыслов. Таким образом, экзистенциальная модификация содержит высокий творческий потенциал. В ней особенно ярко проявляется феномен, который был замечен впервые Н. А. Рубакиным, а позже осознан Х. Борхесом, У. Эко и др. – книги мертвы, пока их не оживит индивидуальность личности читателя. «Каждое новое прочтение создает новый текст» [11, с. 201].
Экзистенциальная модификация чтения предполагает использование, прежде всего, художественной литературы, и особенно поэзии как концентрированного духовного и эстетического опыта. Экзистенциальное чтение предполагает взаимодействие трех сторон: автора, текста и читателя.
Таким образом, очевидно, что чтение многослойно. В течение жизни человек как бы «наращивает» чтение слой за слоем. Каждый из них формируется в свое время, в конкретной жизненной ситуации, связанной с решением жизненных задач. Каждый «слой» чтения дает личности специфический читательский опыт, формирует специфические читательские навыки, разные стороны культуры чтения и информационной культуры. Каждый
«слой» чтения тесно связан и определяется предыдущим; таким образом, «луковица чтения» становится единой и органичной.
Размышление над этим явлением дает возможность утверждать, что чем более многослойным является чтение личности, тем более полноценным его можно назвать; ни одна отдельно взятая модификация чтения – ни так называемого «серьезного» (учебного, профессионального), ни семейного, развлекательного не может дать гармоничного читательского развития, и только их совокупность этого достигает. Каждая вновь активируемая модификация чтения усиливает этот эффект, увеличивая удельный вес чтения в жизни личности.