Роль художественной литературы в формировании личности

Во все времена искусство играло ведущую роль в формировании мировоззрения человека, в становлении личности. Перед искусством преклонялись великие, трепетали святые и тираны. Настоящее, подлинное искусство способно изменить человека, «заложить» в него высшие ценности любви, добра и красоты.

Л.Н. Толстой не раз в своих рассуждениях отмечал, что настоящее искусство призвано «заражать» добрыми чувствами. Оно влияет на людей в этом отношении более успешно, чем что-либо другое. Вот почему оно способно на великое дело – «осуществление братского единения людей»

Безусловно, художественная литература в этом плане занимает одно из первых мест. Крупнейшие мыслители, общественные деятели, писатели всего мира много раз отмечали выдающуюся роль книги, чтения в развитии человечества, указывали на то, что без них невозможна ни одна из форм трудовой, политической, культурной и научной деятельности. Книга, как и прежде, считается уникальной формой хранения и распространения накопленных за века человечеством знаний, это фундамент духовной культуры народа. В свое время известный отечественный книговед Н.М. Сикорский справедливо отмечал: «Свою роль огромной воспитательной, научной, культурной силы книга выполняет только тогда, когда ее содержание становится известным возможно большему числу людей. Именно в процессе чтения происходит великое таинство приобщения человека к новым идеям, мыслям, художественным образам. Отсюда – огромное значение процесса, обозначаемого широким и емким словом «чтение»

Изначально книга существовала как носитель Слова, истинность которого не подвергалась сомнению, она была носителем сакрального, скрытого знания, и приобщение к нему было возможно либо посредством долгого посвящения, либо через вербализацию его в проповедях и иных устных формах коммуникации между духовенством и приходом. Латынь, бывшая в средневековой Европе долгое время единственным письменным языком, позволяла сохранить эту особость письменного текста. Соответственно этому, как отмечает А.Я. Гуревич, и люди различались как literati – знающие письменную латынь – и illitterati – имеющие возможность устного общения на родном языке3. Характерно, что люди неграмотные имели обозначение «idiotae», которое, однако, было лишено сегодняшней негативной нагрузки, но лишь являлось констатацией незнания его владельцем письменной латинской речи Только к ХVII веку письменный текст становится обычным и в светских жанрах. Тем не менее, имманентная сакральность книги ощущалась всегда, и сам процесс ее написания долгое время являлся подвижническим трудом, священнодействием.

Исходя из аксиологического подхода к поставленной проблеме, мы можем говорить о том, что чтение, в частности чтение лучших образцов мировой литературы – это один из основных способов формирования мировоззрения личности. И целью данной работы является попытка осмыслить роль чтения классической художественной литературы в духовном пространстве современного человека. Для реализации поставленной цели представляется необходимым проанализировать особенности современного состояния чтения и выделить основные функции художественной литературы, способствующие формированию мировоззрения личности.

Таким образом, книги, по нашему твердому убеждению, способны воспитывать личность. Другой разговор, что книги, как было отмечено выше, читают все меньше и меньше. Мир действительно отказывается от классики. Вероятно, свои причины тому есть, но все же выход искать надо. И здесь на первое место снова выходит семья. Процесс социализации бесконечен, и формирование личности начинается с детства, и развивать навыки чтения и художественный вкус необходимо в детстве. В школе зачастую бывает уже поздно. По мнению многих психологов и педагогов, в пять лет ребенок уже должен читать сам.

Конечно, вопрос этот сложный и требует комплексного решения. Ведь для того, чтобы привить ребенку любовь к чтению и книгам, родители сами должны читать. Таким образом, перед нами длинная запутанная цепочка. Но «распутать» ее можно, и начинать необходимо как можно раньше. Что касается нашей страны, то большинство родителей маленьких детей сами появились на свет при Советском Союзе, а тогда, и об этом надо помнить, мы были самой читающей страной мира. Следовательно, необходимо возродить этот дух, и здесь, конечно же, велика роль государства. Определенная и большая работа в этом направлении ведется. 2007 год был объявлен в России Годом чтения, была разработана Национальная программа чтения и т.д. Россия, таким образом, вместе со всем миром осознала необходимость возрождения чтения как основного элемента сохранения духовности.

К сожалению, статистика в этом плане пока печальная: интерес россиян к книге неуклонно снижается, и особенно это характерно для молодежи. Доля читающего населения в возрасте до 30 лет за последние годы уменьшилась почти вполовину. Количество россиян, читающих не менее восьми книг в год, составляет всего около 23 %, тогда как, например, в Великобритании и Швеции – 40-50 %. По результатам международных тестов грамотности школьников, Россия находится среди стран с наихудшими показателями. Всего 11 % наших школьников попали в группу с высокими и самыми высокими показателями грамотности, в то время как в развитых странах – 40-50 % ребят показывают такие результаты.

Очень показателен в этом плане пример Великобритании. И на некоторые моменты можно обратить особое внимание. Например, государство бесплатно предоставляет ребенку в первые годы его жизни наборы книг, соответствующих возрасту. В школах проходят (на государственном уровне, а не по инициативе учителей) различные конкурсы и олимпиады по чтению. Кроме того, совершенно изменился облик библиотек и образ библиотекарей. Популярны читательские группы, где люди читают и обсуждают одну и ту же книгу. Каждый месяц года проходит «под знаком» какой-либо книги, которую жители страны читают, затем участвуют в бесплатных SMSголосованиях, конкурсах и т.д. Большую материальную поддержку такая программа получает не только от государства, но и от частных компаний19. Единственный минус, который мы отметим в данном случае, заключается в следующем: такая агитация не всегда правомерна, ведь акцент не делается только на классические произведения, что, по сути, может и не дать намеченного результата.

Таким образом, для решения рассматриваемой проблемы необходим системный подход. Конечно, очень полезным и целенаправленным было бы предоставление молодым семьям детских книжных наборов, но нужно помнить и о том, что найдет ребенок в этом направлении вне дома. Публичные библиотеки, популярные в советский период, в некоторой степени утратили свои позиции и, возможно, требуют определенных перемен. Прежде всего, необходимы детские библиотечные комнаты, которых еще нет в России в достаточном количестве, но большой популярностью они пользуются за рубежом. Это комнаты, в которых есть много красивых иллюстрированных книг, развивающих игр, где ребенок может отдохнуть, пообщаться в уютной «книжной» обстановке со сверстниками. Но для создания таких комнат, конечно же, необходимы целые библиотечные комплексы, которые бы курировали и поддерживали это направление. Кроме того, в библиотеках просто необходимо ввести открытый доступ к литературе, чтобы читатель мог «окунуться» в книжное пространство и сам выбрать необходимую ему книгу. Библиотекарь же, в свою очередь, должен быть консультантом, заинтересованным в том, чтобы человек нашел интересующее его произведение и, что самое главное, пришел в библиотеку еще ни раз.

Следует также обратить внимание и на учебные библиотеки. Они, исходя из определения «учебные», должны быть универсальны по содержанию, а это, к сожалению, встречается не часто. Предпочтение, как правило, отдают профилирующей литературе, что, конечно, оправдано и верно, но необходима и классика, которая, в свою очередь, не должна пылиться на полках, а целенаправленно доходить до читателя.

Самое же главное, на наш взгляд, это то, что, читая книгу, непереводное классическое произведение, человек погружается в стихию родного языка. А язык – это, как известно, явление не биологическое, а социальное: вот они, ростки для формирования личности, для долгого и трудного пути социализации. Именно таким образом человек учится размышлять, думать и творить. У индивида формируется определенная гуманитарная картина мира, где главное место занимают такие понятия, как гуманизм, совесть, ответственность, милосердие и т.д.

Таким образом, развитие личности неразрывно связано с тем, что человек читает, какие ценности впитывает. Классическая литература, как и классическое искусство в целом, является основой формирования гуманитарной культуры, так как именно здесь заложено то лучшее, великое и настоящее, что было накоплено человечеством.


Этот небольшой блок рекламы поможет вам больше узнать о других полезных для путешественника книгах и не только о них: тумбочка в стиле прованс   эти и разные прочие спонсоры помогают самым различным сайтам развиваться и существовать.   Из помещенной тут информации вы - очень возможно - извлечёте для себя что-то полезное или просто интересное дополнительно Реклама - двигатель торговли, но еще и своего рода источник полезной информации! Тут за примерами далеко ходить не надо

Боевики, детективы, приключения, любовные романы, юмор:

Азлецкий диалект и славянские языки. Азлецкий диалект Вологодской области: описание, художественные тексты, словарь

С. Н. Богобоязов


В данной книге описывается азлецкий диалект – один из диалектов Вологодской области. Сделана редкая попытка написать художественные тексты ...


Демянский «котёл». Серия «Бессмертный полк»

Александр Иванович Щербаков-Ижевский


Оказывается, что шея – это всего лишь лоскуток кожи, который свесился ему на грудь… Истерзанные боем, оглушённые, израненные, обмороженные, ...


Хранилище

Оксана Игоревна Кириллова


Куда мы попадаем после смерти? Встретим ли мы там родных? Существуют ли рай и ад и всегда ли умершие попадают именно туда? ...


Вся правда о

Елена Джеро


Действие последней книги Елены Джеро происходит в Риме, где автор работает журналистом и гидом-переводчиком. Виды, люди и истории Вечного ...


Четыре стороны одиночества

Владимир Баранов


Четыре героя, четыре истории, которые хитроумно сплетаются в одну. Начинающий автор из Перми написал захватывающую повесть о суровой жизни в ...


За северным ветром

Анатолий Ехалов


Нескучные беседы о земле, о воле и крестьянской доле с Геннадием Горбуновым, человеком, который гармонизирует деревенскую жизнь

...