Постсоветская Россия в творчестве В. О. Пелевина

1. Всесторонние изменения, которые происходят в последние десятилетия в жизни России, отражаются на русской литературе. Русская проза последних десятилетий развивается в постмодернистском направлении; сам же постмодернизм, как известно, во многом обязан своим возникновением поменявшим нашу жизнь новым средствам массовой коммуникации — интернету, телевидению.

Виктор Олегович Пелевин, который часто признается наиболее популярным современным русским прозаиком1, удивительным, но симптоматичным для его поколения образом (родился в 1962 г. в Москве) соединяет интерес к новейшим реалиям, в том числе техническим (по образованию он инженер, окончил Московский энергетический институт, но впоследствии учился в Литературном институте) — и к древней восточной философии. Очевидно, впервые восточ ным мистицизмом, буддизмом Пелевин увлекся в журнале «Наука и религия», где сотрудничал; сам писатель говорит о себе как о всего лишь ученике восточных философов, зани мающемся практикой (впрочем, Пелевин признается, что на него сильно повлияла и отечественная классика — Чехова он начал читать лет с семи).

2. В каждом произведении герои живут одновременно в двух мирах: в мире узнаваемом и незнакомом. И в более ранних вещах Пелевина, высмеивающих советскую жизнь, и в более поздних, высмеивающих постсоветскую, современный мир соединяется с древним или вневременным. Так, в одном из первых и наиболее удачных произведений, повести «Омон Ра», советская жизнь подвергается критике, пародированию, высмеиваются символы того времени; но само каламбурное название отсылает не только к спецслужбам ХХ века, но и к Древнему Египту. В романе «Generation ?» есть всемирный заговор, Березовский, новейшие коммерческие СМИ, причудливо соединенные с древними таинственными культами. Произведения Пелевина насыщены чужими словами, лозунгами, репликами из реклам (подобную манеру можно наблюдать и в интервью писателя), т. е. перед нами опять удвоение, «текст в тексте». В таком удвоении, нечеткости контуров мира можно увидеть не обязательно только игру ради игры (что часто приписывают постмодернистам), но и вполне серьезное отражение буддистского тезиса ««Мир — это только мое впечатление» (о значимости этой идеи для Пелевина писала, в частности, К. Макеева).

3. Изменения, происходящие в русской жизни, проявля ются для постмодерниста прежде всего как изменения языка и фольклора. Особенности современного языка становятся в «ДПП» предметом обсуждения героев в «ДПП». Неподго товленному читателю, в особенности, иностранцу будет сложно разобраться о чем идет речь, читая следующее: «В среду наступила Степина очередь перевести, обнали чить, снять, откинуть, отмазать, отстегнуть, отогнать и откатить». «Русский язык действительно был могуч — он делал известный маневр, соединивший в себе полную об наженность с абсолютной маскировкой».

Изменения языка могут не только демонстрироваться, но и напрямую обсуждаться в самом тексте романа.


Этот небольшой блок рекламы поможет вам больше узнать о других полезных для путешественника книгах и не только о них: https://dostavka-byketov.ru Доставка цветов в Усть Кане.   эти и разные прочие спонсоры помогают самым различным сайтам развиваться и существовать.   Из помещенной тут информации вы - очень возможно - извлечёте для себя что-то полезное или просто интересное дополнительно Реклама - двигатель торговли, но еще и своего рода источник полезной информации! Тут за примерами далеко ходить не надо

Боевики, детективы, приключения, любовные романы, юмор:

Азлецкий диалект и славянские языки. Азлецкий диалект Вологодской области: описание, художественные тексты, словарь

С. Н. Богобоязов


В данной книге описывается азлецкий диалект – один из диалектов Вологодской области. Сделана редкая попытка написать художественные тексты ...


Демянский «котёл». Серия «Бессмертный полк»

Александр Иванович Щербаков-Ижевский


Оказывается, что шея – это всего лишь лоскуток кожи, который свесился ему на грудь… Истерзанные боем, оглушённые, израненные, обмороженные, ...


Хранилище

Оксана Игоревна Кириллова


Куда мы попадаем после смерти? Встретим ли мы там родных? Существуют ли рай и ад и всегда ли умершие попадают именно туда? ...


Вся правда о

Елена Джеро


Действие последней книги Елены Джеро происходит в Риме, где автор работает журналистом и гидом-переводчиком. Виды, люди и истории Вечного ...


Четыре стороны одиночества

Владимир Баранов


Четыре героя, четыре истории, которые хитроумно сплетаются в одну. Начинающий автор из Перми написал захватывающую повесть о суровой жизни в ...


За северным ветром

Анатолий Ехалов


Нескучные беседы о земле, о воле и крестьянской доле с Геннадием Горбуновым, человеком, который гармонизирует деревенскую жизнь

...